Управленческая технология (УТ) — это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. УТ включает совокупность:
- методов и средств сбора и обработки информации,
- приемов эффективного воздействия на работников,
- принципов, законов и закономерностей организации и управления,
- систем контроля.
Основными объектами управленческой технологии являются человек, организация, общество.
В отличие от технократических технологий (машиностроения, металлообработки и др.) объекты УТ не являются детерминированными. Поэтому нахождение общего (определенного) и особенного (неопределенного) в объекте управления является важной задачей любого руководителя и исследователя.
В зависимости от организации и состояния дел предприятия могут использоваться следующие управленческие технологии:
- управление по целям,
- управление по результатам,
- управление на базе потребностей и интересов,
- управление путем постоянных проверок и указаний,
- управление в исключительных случаях,
- управление на базе «искусственного интеллекта»,
- управление на базе активизации деятельности персонала.
Управление по целям (целеполагание) - это управление по упреждению для средних и малых организаций с сильным аналитическим подразделением. Основу данной технологии составляет бизнес-план, который составляется как для предприятий, так и для каждого работника этого предприятия.
Управление по результатам - эта технология хорошо реализуется в средних и малых организациях или подразделениях, в которых время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней). Данная технология базируется на функции координации.
Управление на базе потребностей и интересов - теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.
Управление путем постоянных проверок и указаний - эта технология для небольших организаций, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений. Например, для новых наукоемких предприятий, учебных организаций или для предприятий, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры.
Управление в исключительных случаях - технология рекомендуется либо для предприятий, работающих по жестко регламентированной технологии, либо для организаций с доверительной (функциональной) структурой управления.
Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций, взаимодействие с поставщиками и потребителями.
Доверительная структура управления — это феномен рыночной экономики. Она формируется при создании новой организации (ООО, АО, ЗАО и др.), в которой:
- учредители связаны между собой дружескими или семейными отношениями;
- могут профессионально выполнять отдельные виды деятельности.
Например, четыре человека — давние друзья, шахматисты — решили создать свое дело по производству и реализации недорогих компактных компьютерных устройств для игры в шахматы. Один из них был хорошим программистом и мог создавать программное обеспечение для игры, второй — организовать сборку таких устройств из типовых модулей и обеспечить технический мониторинг организации в целом, третий — вести учетную и бухгалтерскую работу, четвертый — наладить реализацию произведенного товара.
Один из четырех формально должен быть избран директором для осуществления необходимых функций связи с внешней средой. Однако его внутренняя административная деятельность должна быть сведена к минимуму, иначе могут возникнуть устойчивые конфликты.
Управление на базе «искусственного интеллекта» - технология реализуется с помощью информационной системы для любых организаций. Искусственный интеллект включает постоянно пополняемый набор требуемой информации, методов расчета, методов разработки и принятия решений и др. Обычно все эти наборы располагаются в информационной системе и составляют базу данных и базу знаний. Работа с этими базами рассчитана на руководителя со средним уровнем подготовки.
В настоящее время с помощью различных компьютерных сетей связи (в том числе сеть Интернет) достигается эффект совместной работы для работников территориально разобщенных (система партнерских отношений). Успех этой технологии основан на большом объеме типовых процедур при обработке информации, принятии решений и использовании автоматизированных рабочих мест.
Управление на базе активизации деятельности персонала - активизация реализуется путем стимулирования (морального и материального) и мобилизации.