Текущее планирование — это такой вид деятельности, который в сегодняшних акционерных обществах, бывших ранее государственными предприятиями, как правило, существует и поныне. Плановики со стажем имеют опыт разработки техпромфинпланов и используют его в новых условиях. На предприятиях определяется себестоимость по элементам затрат и статьям калькуляции, планируется выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В некоторых случаях планируются издержки по производственным подразделениям и проводятся более сложные специальные расчеты.
Текущее планирование охватывает годовой период и представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Есть ли какие-то основания для того, чтобы утверждать, что оно должно стать другим, чем было в плановой экономике? Да, есть. Во-первых, текущее планирование должно рассматриваться как этап реализации стратегии предприятия. Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план производства, то в рыночной экономике это место занимает прогноз сбыта на текущий год. И. наконец, в-третьих, несколько меняются формы представления результатов текущего плана. С учетом этих особенностей структурная схема текущего планирования показана на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема текущего планирования |
Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. После разработки бюджетов подразделений проводится их анализ и выявление несоответствий.
В случае когда обшая потребность в ресурсах превосходит возможности предприятия, а бюджеты составлены корректно — приходится пересматривать текущие задачи; если же некорректно составлены бюджеты, высшее руководство должно пересмотреть бюджеты. Прогноз сбыта — та основа, на которой в конечном счете строятся все бюджеты подразделений. В рыночной экономике нельзя ожидать, что отдел сбыта сможет продать все, что предприятие может произвести. Наоборот, вопрос должен стоять так — сколько нам нужно произвести тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на них? Каждое подразделение нуждается в прогнозе сбыта для координации своих действий с задачами всего предприятия.
Прогноз сбыта, в идеале, должен составляться по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам и по территориям. Сбыт каждого продукта показывается в стоимостном и натуральном выражении. На практике составление таких прогнозов затруднено или не оправдано с точки зрения эффективности для предприятий с индивидуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. Поэтому часто отдельные продукты объединяются в группы или выделяются важнейшие виды продукции, а остальные проходят в графе «прочая продукция». Это снижает ценность прогноза, но также и затраты на него.
В конечном счете прогноз сбыта может быть представлен в форме таблицы:
Всего |
Регион 1 |
Регион 2 | ||||
в шт. |
сумма |
в шт. |
сумма |
в шт. |
сумма | |
1. Продукция А |
||||||
ИТОГО за квартал |
||||||
2. Продукция В |
Производственный план должен быть основан на прогнозе сбыта. Он включает в себя план по материалам, план по труду и план по накладным общезаводским расходам. С прогнозом сбыта связаны также и план маркетинга, и план по торговым издержкам. Впрочем, в текущие задачи маркетинга могут быть заложены будущие стратегические задачи, требующие продолжительных усилий по их решению.
Бюджет НИОКР и бюджет административных расходов в меньшей степени связаны с текущими задачами, в основном они ориентированы на общую стратегию предприятия. Но перед ними также стоят задачи на текущий год, решение которых требует определенных затрат. В конечном счете все виды планов по запланированным доходам и затратам обобщаются в финансовом плане.
Общий алгоритм текущего планирования может быть следующим:
- разработка прогноза сбыта;
- разработка планов (бюджетов) по подразделениям;
- группировка издержек всех подразделений в переменные, операционные и торгово-административныс издержки;
- расчет итоговых выходных форм: плана по прибыли и денежного потока.
К переменным издержкам относятся:
- сырье и материалы основные;
- сырье и материалы вспомогательные (только те, которые могут быть отнесены к переменным издержкам);
- покупные полуфабрикаты и комплектующие;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями (те из них, которые могут быть отнесены к переменным издержкам);
- расходы на сдельную оплату труда основных производственных рабочих вместе с отчислениями на социальные нужды.
К операционным издержкам относятся:
- сырье и материалы вспомогательные (кроме тех, которые отнесены к переменным издержкам);
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями (кроме тех, которые отнесены к переменным издержкам);
- запасные части для ремонта технологического оборудования и транспортных средств;
- топливо;
- энергия (кроме офиса);
- расходы на оплату труда производственных рабочих (кроме сдельной), ИТР и служащих, вместе с отчислениями на социальные нужды;
- расходы на оплату труда сотрудников аппарата управления на уровне цехов вместе с отчислениями на социальные нужды;
- расходы на эксплуатацию оборудования;
- текущий ремонт оборудования и транспортных средств;
- услуги со стороны на содержание оборудования и рабочих мест (энергия, сжатый воздух, пар, вода и др.);
- услуги сторонних организаций по ремонту;
- содержание зданий, сооружений производственного назначения, складских помещений, включая коммунальные расходы;
- транспортные расходы, связанные с производством (маттехснаб, внутризаводской транспорт);
- ремонт зданий, сооружений производственного назначения, складов инвентаря;
- затраты но охране окружающей среды, затраты на переработку, утилизацию, удаление отходов;
- платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
- расходы на изобретательство и рационализаторство;
- аренда отдельных объектов основных производственных фондов;
- амортизационные отчисления (кроме офиса);
- оплата работ по сертификации продукции;
- охрана труда;
- подготовка кадров;
- другие.
К торгово-административным издержкам относятся:
- расходы на тару и упаковку продукции;
- расходы на транспортировку готовой продукции;
- расходы на заработную плату сбытовых работников вместе с отчислениями на социальные нужды;
- отчисления сбытовым организациям, комиссионные сборы;
- гарантийное обслуживание;
- расходы на рекламу, всего:
- в том числе:
в пределах утвержденного норматива;
сверх норматива; - другие маркетинговые расходы;
- аренда земли и другие выплаты за земельный участок;
- страхование имущества;
- оплата лицензий на право деятельности, поддержание патентов;
- содержание аппарата управления предприятием;
- затраты на автомобильный транспорт;
- содержание конструкторских служб;
- содержание узлов связи;
- расходы по командировкам;
- расходы на освещение, отопление, водоснабжение и содержание в чистоте административных зданий;
- содержание охраны;
- канцелярские, почтовые и телефонные расходы;
- платежи по кредитам банков, всего:
- в том числе:
в пределах установленных ставок;
сверх установленных ставок; - представительские расходы, всего:
- в том числе:
в пределах установленных ставок;
сверх установленных ставок; - затраты на социальные программы: жилье, здравоохранение, столовая и магазин, другие;
- амортизационные отчисления;
- другие.