Функционирование совместных предприятий на территории Российской Федерации регламентируется законами и нормативными актами, регулирующими деятельность российских юридических лиц. Став учредителем совместного предприятия, иностранный партнер становится участником российского юридического лица, являющегося резидентом в Российской Федерации и имеющего права и обязанности, предусмотренные российским законодательством для юридических лиц.
Совместные предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ могут приобретать права пользования землей и иными природными ресурсами.
Трудовые отношения на совместных предприятиях регулируются трудовыми договорами (контрактами), условия которых не могут ухудшать положения работников СП по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Совместные предприятия исчисляют и уплачивают налоги в общем порядке в соответствии с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством. Для совместных предприятий, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства и в отдельных регионах, может устанавливаться льготный режим налогообложения.
Совместные предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными российским законодательством. Для осуществления определенных видов деятельности необходимо получение лицензий. Например, для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, совместные предприятия должны получить лицензию Министерства финансов РФ, а для банковской деятельности — лицензию Центрального банка РФ.
Создание и деятельность банков с участием иностранных инвестиций (совместных банков) регулируется Законом РФ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 с последующими дополнениями и изменениями и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) о порядке регистрации, лицензирования и деятельности коммерческих банков на территории Российской Федерации. Решение об открытии каждого отдельного совместного банка принимается Советом директоров ЦБ РФ, который выдает лицензии с учетом:
- очередности подачи заявок;
- имени;
- финансового положения и деловой репутации учредителей (предпочтение отдается учредителям, являющимся банками по законам страны своего местонахождения и проводящим активные операции с банками Российской Федерации);
- географического представительства учредителей и характера двусторонних отношений между Российской Федерацией и страной пребывания учредителей.
Сумма взноса хотя бы одного из иностранных акционеров (пайщиков) в уставный капитал совместного или иностранного банка должна быть не меньше суммы, эквивалентной 2 млн. долл. США по курсу ЦБ РФ на дату внесения денежных средств в капитал. Для открытия совместным банком каждого филиала на территории Российской Федерации требуется отдельная лицензия Центрального банка РФ.
При создании совместных предприятий, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза. В необходимых случаях требуется получение заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведение экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР» социальное страхование работников совместных предприятий и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются нормами действующего на территории Российской Федерации законодательства. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников совместных предприятий перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран. Совместные предприятия вносят отчисления по государственному социальному страхованию российских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение российских работников по ставкам, установленным для предприятий и организаций Российской Федерации.
По сравнению с остальными юридическими лицами совместные предприятия в Российской Федерации имеют некоторые преимущества в части таможенного обложения. В настоящее время в связи с принятием Федерального закона РФ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» от 13 марта 1995 г. № 31-ФЗ в отношении совместных предприятий при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сохраняется только льгота по уплате ввозной таможенной пошлины, которая установлена ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе», то есть освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, ввозимых как вклад в уставные фонды таких предприятий.
Функционирование совместных предприятий на территории Российской Федерации осуществляется на основе валютной самоокупаемости. Все валютные расходы, связанные с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, должны обеспечиваться за счет собственной валютной выручки совместного предприятия, включающей все разрешенные законодательством источники получения иностранной валюты.
Правила осуществления валютных операций совместных предприятий регулируются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1. Иностранная валюта, получаемая совместными предприятиями, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках. Совместные предприятия имеют право: без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российской Федерации при соблюдении таможенных правил: продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке РФ. Совместные предприятия обязаны продавать 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) через уполномоченные банки.
Иностранные инвесторы имеют право перевода за границу валютной части прибыли и других предусмотренных законодательством Российской Федерации сумм. После уплаты соответствующих налогов им гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, включающих доходы от инвестиций, полученные в виде доли прибыли, дивидендов, процентов, а также другие виды платежей.
Значительный потенциал создания совместных предприятий заложен в механизме создания и функционирования на территории Российской Федерации свободных экономических зон и зон экономического благоприятствования. Благодаря особому режиму хозяйствования, включающему особые визовой, налоговый, валютно-финансовый, инфраструктурный и имущественный режимы, такие территории становятся наиболее притягательными как для иностранных инвесторов, так и для российских партнеров. В России уже накоплен достаточный положительный опыт работы совместных предприятий в условиях СЭЗ и ЗЭБ. Достаточно подчеркнуть, что в СЭЗ «Янтарь» (Калининградская область) в 1995 году было создано около 500 совместных предприятий. Такие же результаты характеризуют деятельность СЭЗ «Находка».