Реформа государственных предприятий осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» от 23.05.94 г. № 1003. Цель реформы государственных предприятий — обеспечить управление государственным сектором экономики, эффективное использование и сохранность государственного имущества в стране.
Реформа предусматривает прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закрепления за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения, создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйственных учреждений — казенных предприятий, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. В соответствии с п. 1 ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной государственной собственности, может быть создано федеральное казенное предприятие, поэтому казенное предприятие, казенная фабрика и казенное хозяйство как субъекты права понимаются как казенные предприятия.
Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного предприятия (фабрики, хозяйства) принимается при нецелевом использовании выделенных федеральных средств, отсутствии у предприятия прибыли по итогам двух последних лет, а также при использовании недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве полного хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил, под которыми понимаются внесение указанного имущества в уставные капиталы предприятий, кроме дочерних, передача его в аренду, продажа или предоставление в использование другим юридическим лицам без разрешения уполномоченного государством органа. Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного предприятия (фабрики, хозяйства) принимает Правительство Российской Федерации при наличии хотя бы одного из вышеуказанных условий по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти или по инициативе самого предприятия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации решение о ликвидации федерального государственного предприятия и образовании на его базе казенного предприятия (фабрики, хозяйства) может быть принято только в отношении промышленного или сельскохозяйственного федерального государственного предприятия:
- осуществляющего деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий;
- преобладающим (более 50%) потребителем продукции (работ, услуг) которого является государство;
- приватизация которого запрещена государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Иные федеральные государственные предприятия могут быть ликвидированы с созданием на их базе казенных предприятий (казенных фабрик, казенных хозяйств). При ликвидации федеральных государственных предприятий Правительством создается ликвидационная комиссия, выделяются средства на ликвидацию этого предприятия, определяется федеральный орган исполнительной власти, который сразу после ликвидации утверждает устав казенного предприятия (фабрики, хозяйства), создаваемого на базе ликвидированного федерального государственного предприятия.
При создании казенного предприятия на базе ликвидированного федерального государственного предприятия Указом Президента Российской Федерации запрещается:
- сокращение количества рабочих мест по сравнению с количеством работающих на ликвидированном федеральном государственном предприятии на момент принятия решения о ликвидации;
- отказ в приеме на работу работников ликвидированного федерального государственного предприятия;
- передача имущества (части имущества) ликвидированного предприятия другим юридическим или физическим лицам.
Важным является положение, что казенное предприятие (казенная фабрика, казенное хозяйство), создаваемое на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, является его правопреемником по ранее выделенным федеральным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр и предоставления квот и лицензий. Созданное казенное предприятие (фабрика, хозяйство) самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) и использует прибыль, если иное не предусмотрено законодательством и его уставом; может получать кредиты, но только при наличии гарантий Правительства Российской Федерации.
Однако созданное на базе ликвидированного федерального государственного предприятия казенное предприятие (фабрика, хозяйство) не может:
- выступать в качестве учредителя предприятий без согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа;
- создавать дочерние предприятия;
- отчуждать закрепленное за ним государством недвижимое имущество, сдавать его в аренду или пользование, а также использовать его в качестве предмета залога без согласия правительства или уполномоченного им органа. Правительство Российской Федерации (уполномоченный им орган) имеет право изымать у казенного предприятия (фабрики, хозяйства) не используемое им либо используемое не по назначению имущество.
Правительство Российской Федерации утверждает типовой устав казенного предприятия (фабрики, хозяйства), создаваемого на базе ликвидированного федерального государственного предприятия. В Указе Президента Российской Федерации «О реформе государственных предприятий» говорится, что в уставе казенного предприятия (фабрики, хозяйства) определяются следующие положения:
- обязательная их отчетность по формам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
- персональная ответственность руководителя казенного предприятия (фабрики, хозяйства) за результаты хозяйственной деятельности;
- обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;
- виды деятельности и порядок распределения прибыли.