Финансовые результаты предприятия прежде всего определяются функционированием взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль».
Эта связь проявляется в следующем.
Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:
В =Он.п. + Т - Ок.п.,
где В — выручка от реализации продукции; Он.п.(к.п.) — остатки готовой продукции на начало или конец периода по ценам; Т — выпуск товарной продукции в данном периоде по ценам.
Полная себестоимость реализованной продукции определяется по формуле:
Сп.р.п. = О'н.п. + Т' — О'к.п. + Рвнепр.,
где Сп.р.п. — полная себестоимость реализованной продукции; О'н.п.(к.п.) — остатки готовой продукции на начало или конец периода по себестоимости; Т' — выпуск товарной продукции в данном периоде по себестоимости; Рвнепр — внепроизводственные расходы, то есть расходы по реализации и сбыту.
Прибыль от реализации будет равна:
Пр = В — Сп.р.п.
Существует два метода включения затрат в себестоимость продукции. При первом методе затраты делятся на прямые и косвенные (накладные расходы). При этом определяется полная себестоимость каждого вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При втором методе затраты делятся на переменные и постоянные.
Отличия первого метода от второго состоят в следующем.
- Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от того, как они включаются в себестоимость единицы продукции: прямые затраты непосредственно, а косвенные — в процентах к определенной базе. А деление затрат на переменные и постоянные осуществляется в зависимости от их изменчивости по отношению к изменению объема производства и реализации продукции.
- При втором методе определяется неполная, ограниченная себестоимость единицы продукции, только на основе переменных затрат. Постоянные затраты на себестоимость единицы продукции не относятся, а включаются в общей сумме в себестоимость всего объема выпущенной продукции.
- Вышеизложенный подход позволяет значительно расширить аналитические возможности второго метода, кроме того, дает более реальное представление о выгодности отдельных видов выпускаемой продукции.
Преимущества первого метода связаны с тем, что определяются все затраты на единицу продукции по плану и фактически. Это дает возможность решать некоторые управленческие задачи, основывающиеся на разработке соответствующих норм и нормативов. Но в то же время включение в себестоимость единицы продукции косвенных (накладных) расходов искажает информацию о рентабельности отдельных заказов. Кроме того цены, определенные на основе полных затрат единицы продукции, недостаточно гибки.
Переменные затраты — это затраты, которые непосредственно зависят от объема производства и изменяются пропорционально его изменению. Поведение переменных затрат хорошо видно на графиках (рис. 2). Рис. 2 |
Безусловно, такие факторы, как повышение производительности труда или применение сверхурочных работ, могут прямую линию переменных затрат сделать кривой в ту или другую сторону.
Постоянные затраты в целом не изменяются в зависимости от изменения объема производства. Но эти затраты на единицу продукции при росте объема производства уменьшаются, а при его снижении увеличиваются. Об этом свидетельствует следующий пример.
Обьем производства, |
Постоянные затраты, тыс. руб. | |
на весь объем |
на единицу продукции | |
1000 |
54000 |
54 |
2000 |
54000 |
27 |
3000 |
54000 |
18 |
В то же время постоянные затраты могут быть неизменными до определенного момента, после чего их необходимо единовременно увеличить. И если постоянно растет объем производства, постоянные затраты периодически увеличиваются.
Отдельные затраты увеличиваются при увеличении объема производства, но не пропорционально его росту, а в меньшем объеме. Такие затраты называются постоянно-переменными. К ним относятся затраты на электроэнергию, отопление, телефон, ремонт основных фондов и другие. Текущие затраты, обеспечивающие жизнедеятельность предприятия, — это постоянная составляющая постоянно-переменных затрат, а затраты, связанные с развитием производства, — это переменная составляющая.
Анализ взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» предполагает использование трех элементов:
- маржинальный доход;
- относительный доход;
- передаточное отношение.
Валовой доход — это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство, то есть
МД = В — ПЕР.
Относительный доход — это валовой доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от реализации продукции, то есть
Передаточное отношение — это отношение валового дохода к прибыли от реализации продукции, то есть
Рассмотрим пример.
млн руб.
Предприятия | ||||
А |
Б |
В |
г | |
1. Объем реализации |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
2. Цена единицы |
0,1 |
0.1 |
0,1 |
0,1 |
3. Выручка от реализации |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. Переменные затраты |
50 |
20 |
60 |
60 |
Валовой доход |
50 |
80 |
40 |
40 |
Относительный доход |
50% |
80% |
40% |
40% |
5. Постоянные затраты |
30 |
60 |
20 |
30 |
Прибыль от реализации |
20 |
20 |
20 |
10 |
Передаточное отношение |
2.5 |
4 |
2 |
4 |
Из рассмотренного примера можно сделать следующие выводы.
Рентабельность предприятия будет проявляться при условии, если маржинальный доход будет выше постоянных затрат. Маржинальный доход выше там, где выше удельный вес постоянных затрат в сумме всех затрат.
Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянные затраты растут более высокими темпами, чем переменные, за счет, в основном, использования более производительного и, соответственно, более дорогого оборудования. Переменные затраты у предприятий В и Г одинаковые (60 млн. руб.), но за счет более высоких постоянных затрат прибыль предприятия Г меньше, но при более высоких его потенциальных возможностях. В то же время предприятие Г имеет одинаковые постоянные затраты с предприятием А, но за счет более высоких переменных затрат имеет меньшую прибыль при больших потенциальных возможностях.
Три предприятия А, Б и В имеют одинаковую прибыль от реализации — 20 млн. руб. Но предприятие Б за счет более высоких постоянных затрат имеет более высокий валовой доход и большие, чем у других, потенциальные возможности. Следовательно, оно является самым эффективным. Следует иметь в виду, что здесь включаются постоянные затраты, рассчитанные на основе нормативов. Большие или меньшие потенциальные возможности предприятий определяются с помошью передаточного отношения. Передаточное отношение выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами, и оно тем выше, чем выше постоянные затраты по отношению к переменным. При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых больше передаточное отношение, так как
∆Пр = ПО · ΔВ,
где ΔПСр —темпы роста прибыли в планируемом периоде, в %; ΔВ — темпы роста выручки от реализации продукции в планируемом периоде, в %.
Таким образом, если рассматриваемые выше предприятия запланируют на следующий год (или квартал) рост объема реализации на 10%, то у предприятия А прибыль вырастет на 25% (2,5 х 10%) и составит 25 млн. руб.
(20 + 5), у предприятия Б — на 40% (4 х 10%) и составит 28 млн. руб.
(20 + 8), у предприятия В - на 20% (2 х 10%) и составит 24 млн. руб.
(20 + 4), у предприятия Г-на 40% (4 х 10%) и составит 14 млн. руб. (10 + 4).
Следует иметь в виду, что эта закономерность действует и в обратном направлении, то есть при падении объемов производства больше всего ощущают это на себе наиболее эффективные предприятия, о чем в России достаточно полно говорит опыт последних лет.
Таким образом, рассмотренный выше маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» позволяет предприятиям:
- рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации,
- определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции,
- достаточно точно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукции и производства,
- использовать данный метод во внутрифирменном планировании,
- определять основы принятия управленческих решений как тактического, так и стратегического плана,
- определять эффективность инвестиционных проектов,
- использовать указанный метод как основу ценообразования на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помошью можно определить так называемый «уровень нулевой прибыли», то есть тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Точка на графике, которая характеризует этот уровень, в экономической литературе имеет разные названия:
критическая точка, точка безубыточности, порог рентабельности, точка самоокупаемости, точка перелома, мертвая точка.
Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от реализации равна переменным и постоянным затратам, то есть
В = ПЕР + ПОС.
Объем реализации в натуральном выражении при уровне нулевой прибыли можно определить по следующей формуле:
где ОРнат — объем реализации в натуральном выражении; ПОС — постоянные затраты; МДед — валовой доход на единицу продукции.
То же самое в денежном выражении определяется следующим образом:
где ОРруб — объем реализации в денежном выражении; ОД — относительный доход.
Таким образом, объем реализации (в натуральном и денежном выражении) для рассмотренных выше четырех предприятий будет равен:
Предприятия |
Объем реализации | |
в натуральном выражении |
в денежном выражении | |
А |
30000 тыс.руб./50 |
30000 тыс.руб./0,5 тыс.руб |
Б |
60000 тыс.руб./80 тыс. |
60000 тыс.руб./0,8 тыс.руб |
В |
20000 тыс.руб./40 |
20000 тыс.руб./0,4 тыс.руб |
Г |
30000 тыс.руб./40 |
30000 тыс.руб./50,4 тыс.руб |