Коммерческая тайна предприятия — это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно.
Для ужесточения контроля на ненаиионализированных предприятиях в 1917 г. был принят декрет «О рабочем контроле», отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т. е. отменяющий понятие «коммерческая тайна»). Однако в рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.
Коммерческая тайна — это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну — это ограничение государственных возможностей командовать в экономике.
Обобщение различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов позволяет дать расширенную трактовку этой весьма сложной категории. В наиболее обшем виде она включает информацию:
- о торговых отношениях фирм;
- об организации и размерах оборота средств;
- о состоянии рынка сбыта;
- о банковских операциях;
- о поставщиках и потребителях;
- о содержании патентов;
- о структуре капиталов;
- о планах инвестиций;
- о заключенных контрактах;
- о формировании иены на товар;
- о размере прибыли и объеме производства.
Производственная тайна включает информацию:
- о способах производства и технологии;
- об организации труда;
- о технических открытиях и изобретениях;
- о целях и характере исследовательских работ.
Классификации сведений, относимых к коммерческой тайне, представлены в ряде работ.При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать рял обстоятельств. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Действующее законодательство предоставляет право администрации предприятия самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его безопасности. В частности, предприятие имеет право (с учетом отмеченных выше законодательных ограничений) устанавливать порядок определения сведений, составляющих его коммерческую тайну, их конкретный состав и объем, а также разрабатывать основные элементы механизма защиты этих сведений.
Для получения экономических преимуществ перед конкурентами и снижения собственных потерь предприятие имеет право самостоятельно распоряжаться информацией (в том числе патентами, лицензиями, ноу-хау, технологиями и т. п.), являющейся его собственностью.
Администрация предприятия вправе создавать специальные внутренние подразделения, обеспечивающие его безопасность и защиту конфиденциальной информации. При организации взаимосвязей с другими участниками рыночных отношений руководство предприятия в договора по всем видам хозяйственной деятельности вправе включать специальным разделом особые требования по защите своей коммерческой тайны. В результате этого оно приобретает право защищать свои интересы в суде.
Различные предприятия и организации, располагающие особо ценной информацией, относящейся к категории коммерческой тайны, должны предусмотреть возможные варианты ее зашиты от несанкционированного использования в случаях:
- изменения профиля и функций предприятия или организации;
- изменения формы собственности;
- ликвидация фирмы;
- прекращение работ, связанных с использованием такой информации.
Носители сведений, составляющих коммерческую тайну, в перечисленных случаях могут быть уничтожены, сданы на ответственное хранение либо переданы правопреемникам предприятия или организации.
- Защита коммерческой тайны предприятия - механизм зашиты коммерческой тайны предприятия должен обеспечивать: непрерывность зашиты конфиденциальной информации; целенаправленность и конкретность зашиты сведений в интересах решения определенных задач; активность защиты, обеспечивающую предупреждение возможной утечки сведений; надежность, предполагающую разумное дублирование средств зашиты; универсальность, позволяющую ликвидировать угрозу утечки информации независимо от места ее появления.
- Методы получения информации о конкурентах - 90-95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемки и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий.
- Защита интеллектуальной собственности - проблема охраны коммерческой тайны является частью общей проблемы охраны интеллектуальной собственности. Коммерческая тайна, в отличие от интеллектуальной собственности, не защищена исключительным правом на идею или вещь. Если торговый секрет раскрыт кем-то самостоятельно, то лицо, раскрывшее его, может свободно пользоваться им и получать преимущества.