Описание продукции (работы, услуги) - раздел бизнес-плана, в котором необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок.
При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции (услуги).
Перечень вопросов, которые заинтересуют потенциальных инвесторов в этом разделе:
- Какие потребности рынка призвана удовлетворить продукция (услуга)?
- Что особенного в ней и почему потребители будут отличать се от товаров и услуг конкурентов? (Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросы потребителей.)
- Сколь долго этот товар будет новинкой на рынке? (Примерная оценка с учетом сложившихся тенденций.)
В этом разделе бизнес-плана должна содержаться краткая информация о:
- предполагаемой цене товара,
- затратах, которые потребуются на его производство,
- примерная величина прибыли.
Приводя все эти количественные и качественные характеристики товара, важно избежать тактической ошибки: не стоит уповать на исключительные достоинства товара, лучше сделать упор на лучшее удовлетворение запросов рынка, т. е. доказать, что продукция имеет своего покупателя и устойчивый спрос на рынке товаров и услуг.
Целесообразно представить наглядное изображение товара или изделия, ибо трудно получить кредит под идею, которая еще не оформлена в опытном образце нового товара. В приложении можно дать фотографию, рисунок или чертеж, позволяющие составить четкое представление о продукции.
В приложении к бизнес-плану необходимо привести:
- официальные документы,
- сертификаты,
- рецепты,
- патенты,
- заключения экспертов и т. п., подтверждающие качество и новизну предлагаемого товара.
Однако самая лучшая продукция, самая передовая технология оказывается бесполезной, если на них нет покупателей, нет спроса на рынке. Поэтому анализ состояния рынка и выработка маркетинговой стратегии является одной из ключевых задач бизнес-плана.