Сравнительный анализ издержек предприятия - важным аспектом конкурентоспособности предприятия являются более низкие издержки в сравнении с аналогичными издержками конкурентов или близкие к ним. Несмотря на то, что подобную информацию предприятия-конкуренты пытаются скрывать, отдельные параметры издержек все равно становятся известными. Например, известны цены у разных поставщиков или размеры скидок в каналах распределения. Иногда такой информации больше, иногда меньше. В ряде случаев она может быть искажена (сознательно или случайно).
В любом случае задачей этого этапа анализа состояния предприятия является сравнение не отдельных статей издержек, а двух полных структур издержек — своей и конкурента (здесь сознательно не используется термин «себестоимость», поскольку удобнее пользоваться другой структурой затрат).
Решение этой задачи — в значительной степени искусство, умение выдвигать обоснованные предложения в условиях неполной информации. В крайнем случае, сравнение может быть произведено не со структурой издержек конкурента, а с некоторой гипотетической структурой, обеспечивающей минимальные издержки по каждой позиции и в сумме. При этом в расчет должны браться минимальные иены поставщиков, самые современные технологии и т. д. по всей цепочке. Позиция конкурента в этом случае будет определяться по отношению к идеальным издержкам с некоторым допуском.
Сравнение структуры своих издержек и издержек конкурента дает возможность определить необходимые шаги для оптимизации своих издержек и заложить их в стратегию предприятия. При этом можно использовать классификацию издержек по статьям себестоимости, но более продуктивно, на наш взгляд, представление издержек через прямые издержки, операционные и торгово-администра-тивные, как принято в международной практике. Тогда структура издержек может выглядеть так:
- Затраты на производство
А) Прямые затраты — всего
В том числе сырье, материалы, комплектующие, прямая заработная плата, упаковка.
Б) Другие затраты — всего
В том числе амортизация, реклама, выплата процентов по кредитам, другие операционные, и торгово-административные издержки. - Прибыль.
- Цена производителя.
- НДС.
- Цена с НДС.
- Средняя наценка в оптовой торговле.
- Средняя оптовая цена.
- Средняя наценка в розничной торговле.
- Средняя розничная цена.
Это лишь пример возможного представления структуры издержек. Если какие-то специфические статьи операционных и торгово-административных затрат представляют особый интерес в конкретной отрасли или для конкретного предприятия, они могут быть выделены отдельной строкой.
Все виды затрат можно разделить на 3 группы:
- затраты, связанные с закупками у поставщиков;
- затраты, связанные с производством;
- затраты, связанные с распределением.
В случае когда сравнительный анализ издержек предприятия показывает превосходство конкурентов по каким-то группам затрат, должны быть разработаны меры по снижению затрат в группе в целом по всем направлениям, где это возможно.
Так, если для предприятия наибольшее значение приобретает снижение затрат, связанных с закупками у поставщиков, то эта задача может решаться по следующим направлениям:
- переговоры с поставщиками о более приемлемых ценах;
- оказание помощи поставщикам для снижения их издержек;
- вертикальная интеграция как способ установить контроль над издержками;
- использование более дешевых товаров-заменителей;
- экономия транспортных расходов на доставку сырья и материалов;
- экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках, если невозможно снижение затрат по данной группе.
Если предприятие имеет повышенные затраты на этапе производства, тогда должны быть проанализированы следующие возможности:
- экономия по всем функциональным бюджетам (маркетинг, НИОКР, персонал и т. п.);
- повышение производительности труда;
- поиск возможной кооперации, которая позволила бы снизить издержки по сравнению с изготовлением собственными силами;
- переход на новые технологии;
- расшивка «узких мест» за счет частичной модернизации предприятия;
- модификация производимых продуктов для снижения затрат по их производству;
- экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках.
И наконец, если наибольшее значение приобретает снижение затрат в сфере распределения, тогда должны быть рассмотрены следующие направления:
- установление более благоприятных взаимоотношений с участниками каналов распределения;
- переход к более экономичной стратегии распределения, включая возможность вертикальной интеграции;
- экономия по другим группам затрат для снижения разницы в общих издержках.
Таким образом, сравнительный анализ издержек помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные шаги по созданию конкурентных преимуществ или по ликвидации преимущества предприятий-конкурентов.